1. О методе

2. Для решения каких проблем подходит

3. Что такое человек, личность с т.зр. ППТ

4. Содержание, причины возникновения конфликтов

5. Способы переработки и разрешения конфликтов (сложностей, проблем)

6. Как выглядит работа с позитивным психотерапевтом 

1Позитивная психотерапия — метод современной научной психотерапии, признанный Всемирным Советом Психотерапии (WCP, www.worldpsyche.org) и Европейской Ассоциацией Психотерапии (EAP, www.europsyche.org). Основана и развивалась Носсратом Пезешкианом с 1968 года в Германии.

Позитивная психотерапия имеет психодинамические корни и первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974).

Название происходит от Positum (лат.) – данное, реальное, целое, имеющееся в наличии.

2. Метод позитивной психотерапии рекомендован при семейных сложностях между партнерами и в детско-родительских отношениях, при различных психосоматических, тревожных, фобических расстройствах, при депрессиях, профессиональных неудачах, помогает неуверенным, замкнутым людям, в самоопределении.

3Концепция личности

1.       Человек – добр по своей природе.

2.       Каждый человек с рождения наделен базовыми способностями: к любви (эмоциональность) и познанию (когнитивность) – это то, что нас всех объединяет, что в нас общего.

3.       В зависимости от физического состояния, окружающей среды и времени, в которых живет человек, базовые способности дифференцируются в первичные (доверие, терпение, послушание, вера, любовь и пр.) через отношения с близкими значимыми людьми и вторичные (пунктуальность, искренность, аккуратность, ответственность и пр.) актуальные способности посредством научения – это то, что делает нас индивидуальностями. 

Взгляд на причины и динамику конфликтов 

4В основе конфликтов между людьми лежат актуальные способности, а вернее  отношение к ним: либо слишком большая ценность для человека, либо недостаточная значимость.

Нас раздражает, задевает, обижает, ранит, вызывает неприятие какая-либо актуальная способность другого человека, которая у него в избытке, по-нашему мнению, или в дефиците. Например, мы можем злиться на ребенка за то, что он не слушается (актуальная способность послушание недостаточно развита). Мы раздражаемся на знакомого или коллегу, который постоянно опаздывает (АС пунктуальность в дефиците). Жена обижается на мужа, потому что не может на него положиться в каких-то делах, он либо забывает, либо чего-то не делает, либо не выполняет обещания (АС надежность в дефиците). Мы можем раниться грубыми, прямолинейными словами близкого человека (дефицит вежливости, избыток открытости).

С одной стороны, то, что является содержанием конфликта, находится в другом человеке, с другой стороны, именно сверхзначимость для нас конкретной АС является причиной возникновения конфликта.

Такое отношение к тем или иным поведенческим категориям, проявлениям мы формируем в детстве в отношениях с близкими нам людьми (родители, старшие братья/сестры и другие взрослые). Мы усваиваем некоторые концепции, представления о себе, о партнерстве, о других людях и о мире в целом, в содержании которых так или иначе присутствуют эти же АС.

Например, хорошие девочки должны быть послушными (представление о себе: я только тогда хорошая, когда послушна. АС послушание).

Меня хвалят, проявляют любовь и внимание только, когда я получаю хорошие оценки или результаты (любовь можно заслужить только достижениями. АС усердие).

Часто бывает так, что усвоенные в детстве концепции начинают противоречить реальности во взрослой жизни, взрослым желаниям, потребностям. И тогда возникает внутренний конфликт. Я хочу/не хочу одного, но у меня есть убежденность, что нужно поступать вот так.

Например, человек далеко продвинулся по карьерной лестнице, работа для него очень много значит. Но он замечает, что работа больше не приносит удовлетворения, она ему больше не в радость, приносит постоянные проблемы. Он знает, что занялся бы с удовольствием каким-то другим делом, но концепция «любовь можно заслужить только достижениями» рождает в нем страх: если он откажется от столь престижной работы, то его никто не будет больше ценить, любить, уважать и т.д. Это конфликт между потребностью сменить изнуряющую работу и семейной концепцией. 

Как правило внутренний конфликт не осознается человеком, и тогда он может разрешиться каким-либо соматическим симптомом (сердечный приступ, паническая атака, артрит и т.д.).

5. Когда что-то случается в нашей жизни - что можно назвать конфликтом, как некое противоречие (между ценностями, потребностями, интересами и т.д.), мы как-то на это реагируем. Человек развивает свои собственные предпочтения в преодолении возникших конфликтов. Какие из форм переработки конфликтов более предпочтительны, зависит в существенной степени от приобретенного опыта, прежде всего в детстве. Все разнообразие реакций можно объединить в четыре формы соответствующие 4м сферам жизни человека:

  • сфера тела ("бегство" в болезнь): расстройства сна, потеря аппетита, раздражительность, бесконтрольный прием пищи, депрессия, сексуальные расстройства, утомляемость, боли, адинамия, ипохондрия
  • сфера деятельности ("бегство" в работу или "бегство" от требований деятельности): расстройства мышления и интеллекта, нарушения внимания, памяти, трудности в принятии решения, склонность к рационализации, мечтательность, навязчивости, дереализация, проблемы самооценки, перегрузки, стрессовые реакции, страх увольнения
  • сфера контактов ("бегство" в общение/одиночество): стереотипы, фанатизм, слабость суждений, боязнь правды, чувство ненависти,чувство вины, эмоциональная зависимость.
  • сфера фантазий ("бегство" в фантазии): безудержные фантазии, отстранение от действительности, суицидальные фантазии, сексуальные фантазии, опасения, навязчивые представления, бред отношения и преследования, тревога, химическая зависимость.

Все описанные реакции, нарушения - симптомы. Эти симптомы осложняют жизнь человека, вызывают страдание и дополнительные проблемы. Именно для избавления от симптомов человек чаще всего обращается  за помощью к специалистам: врачам, психотерапевтам, психологам.

6. Основная задача специалиста, работающего в методе позитивной психотерапии, помочь клиенту увидеть конфликты, стоящие за симптомами, с которыми человек приходит на консультацию, ресурсы, имеющиеся у человека для разрешения этих конфликтов и сгармонизировать его жизнь по всем 4м сферам (тело, деятельность, контакты, фантазии).

Безусловными достоинствами метода являются доступность для всех социальных и возрастных групп, простота языка, системный семейный подход и краткосрочность (в среднем 25 - 40 сеансов).

Консультативная помощь (профессиональная помощь клиенту в поиске наиболее оптимального разрешения его проблемной ситуации) по вопросам межличностных отношений и т.п. занимает примерно 5-10 встреч.

Психотерапевтическая помощь (устранение болезненных отклонений в собственном поведении, изменение отношения человека к самому себе, своему состоянию и окружающему миру) представляет собой еженедельные (1-2р в неделю) встречи на протяжении от полугода до года и дольше. Также позитивная психотерапия подразумевает групповой формат работы: еженедельные встречи группы одним составом из 8-12 человек.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить