1. Описание метода гештальт-терапии и его целей.

2. Для решения каких проблем подходит гештальт-терапия

3. Взгляд на человека и его взаимоотношения с окружающей средой с т.з. гештальт-терапии

4. Осознавание и ответственность - инструменты восстановления внутренней саморегуляции человека

5. Психологические защиты, что мешает эффективному взаимодействию с миром

6. Как происходят изменения в процессе гештальт-терапии

7. Достоинства и недостатки метода 

1.Гештальт-терапия - это подход в психотерапии и консультировании, который ставит своими целями расширение осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми.

Базовая идея гештальта основана на способности психики к саморегуляции, на способности организма творчески приспосабливаться к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания.

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.
Гешталь-терапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения,
достигнутое без достаточного осознавания, не дает стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.

2. Гештальт-терапия является универсальным психологическим методом, который применим к широкому кругу человеческих проблем:
-клиническая психотерапия;-семейная терапия;
-тренинги для людей, стремящихся к личностному росту и улучшению коммуникации;
-тренинги для представителей различных профессиональных групп (например, педагогов, менеджеров);
-гештальт-педагогика;
-консультирование организаций.

3.Человек как живой организм может полноценно жить, расти и развиваться только в контакте со средой, с помощью которой он удовлетворяет свои потребности (физиологические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные и духовные).

На том, чтобы вовремя соприкоснуться со средой для удовлетворения своей потребности и вовремя выйти из соприкосновения, чтобы сохранить себя, строится наша естественная саморегуляция. Насущная потребность возникает и начинает занимать доминирующее внимание организма. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводит к удовлетворению потребности - гештальт завершается и разрушается. У индивида есть не только потребности, но и система ориентации и манипуляции, с помощью которых он достигает их удовлетворения. Индивид также формирует то или иное отношение к тем объектам среды, которые могут помочь или помешать его стремлению к удовлетворению. Если человек игнорирует свои потребности, путает одну потребность с другой, видит опасности там, где их нет, и «рвет» контакт без необходимости или, напротив, открывается для соприкосновения с миром тогда, когда это не принесет ничего хорошего, саморегуляция нарушается.

4. Чтобы восстановить естественную саморегуляцию, вернуть способность понимать свои потребности, ориентироваться в ситуации и творчески адаптироваться к предлагаемым жизненным обстоятельствам, человеку нужно развивать способность к осознаванию того, что происходит здесь и сейчас в его в контакте с миром.

Осознавание - осведомленность о том, что происходит внутри организма и в его окружающей среде. Осознание нетождественно интеллектуальному знанию о себе и окружающем мире. Оно включает как переживание восприятия стимулов внешнего мира, так и внутренних организмических процессов - ощущений, эмоций, а также мыслительной деятельности - идей, образов, воспоминаний и предвосхищений.

Человек ответственен за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует.
Ответственность - способность отвечать на происходящее и выбирать свои реакции. Реальная ответственность связана с осознанием. Чем в большей степени человек осознает реальность, тем в большей степени он способен отвечать за свою жизнь - за свои желания, действия, опираться на себя.

5. В то же время, когда среда слишком агрессивна и небезопасна, человек, стремясь защититься и сохранить себя, может прерывать с ней контакт (выходить из ситуации, прерывать контакт с человеком буквально и используя психологические защиты. В это время человек перестает осознавать свои истинные потребности и не может адекватно их удовлетворить:
• Интроекция: в речи человека много предложений со словами "надо", "должен", "нельзя". По аналогии с приемом пищи: интроекция - это проглатывание пищи не разжевывая, целым куском, что затрудняет пищеварение, может вызывать дискомфорт и даже тошноту.
• Проекции: человек подсознательно приписывает собственные качества, чувства и желания другому человеку. Например, агрессивный человек других людей будет воспринимать также агрессивными, жадный – жадными, коварный – коварными. Человек может также подавлять в себе и проектировать на других свои положительные особенности.
«В чужом глазу соринку замечают, а в своем - бревна не видит».
• Слияние: человеку трудно "опознать" и выделить одно из своих переживаний, как главное, или невозможно отделить себя от других людей (другого человека).
В речи это обычно находит отражение в устойчивом употреблении местоимения «мы». Такое поведение характерно для мам младенцев («Мы хорошо покушали и спим», — говорит мама новорожденного).
• Ретрофлексия: Человек делает себе то, что хотел бы сделать другому за счет возвращения энергии обратно в замкнутую внутриличностную систему, чувства, которые направлялись на объект в окружающем мире, возвращаются назад. Речь такого человека пестрит возвратными глаголами с частицей «-ся», да и в поведении обычно есть характерные особенности — навязчивые движения, вредные привычки; психосоматические расстройства.
• Дефлексия - человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем. Действия, связанные с удовлетворением потребности, совершаются, но либо в отношении другого, более безопасного объекта, либо подменяются "вежливыми", обходными маневрами.
• Профлексия - когда я делаю другому то, что хотел бы получить от него для себя. В "житейской мудрости" это: "относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе".
• Эготизм - границы человека на замке и полностью раствориться, окунуться в происходящее с головой он не может. Хрестоматийный пример человека, охваченного эготизмом, - чеховский человек в футляре, человек, застегнутый на все пуговицы в психологическом смысле.
• Обесценивание - когда человек обесценивает или отчуждает результат своей деятельности, игнорируя сами события или свой вклад в них.
6. Гештальт-терапия, построенная на осознавании переживаний, возникающих здесь и сейчас, не требует «археологических раскопок» в прошлом клиента и поиска причин его жизненных трудностей. Она строится не на интерпретациях терапевта, а на внимательном отношении самого человека к тому, что с ним происходит, а также на экспериментировании и изобретении нового способа действовать в предлагаемой ситуации.
Терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания.
Здесь-и-теперь - принцип, который означает, что значимое для человека всегда происходит в настоящем, будь то восприятия, чувства, действия, мысли, фантазии о прошлом или будущем, все они находятся в настоящем моменте. Использование этого принципа позволяет интенсифицировать процесс осознания.

В терапии клиент должен научиться различать множество потребностей друг от друга и в каждый данный момент времени иметь дело с одной из них. Он должен научиться обнаруживать свои потребности и отождествлять себя с ними, научиться в каждый момент быть полностью вовлеченным в то, что он делает, оставаться в ситуации достаточно долго, чтобы завершить гештальт и перейти к другим делам.

Изменения в человеке начнут происходить тогда, когда человек становится тем, кто он есть на самом деле, а не тогда, когда он пытается стать тем, кем он не является. Изменение не происходит через намеренную попытку изменить себя самого или кого-либо, но происходит тогда, когда человек старается быть тем, кто он есть на самом деле – быть полностью вовлеченным в настоящее.

7. Достоинства и недостатки метода:

  • прекрасный и эффективный способ самопознания
  • возможность развить и улучшить коммуникативные навыки
  • самопознание неминуемо приведет к изменениям в поведении
  • изменения могут породить конфликты в семье, в ближайшем окружении
  • "столкновение" с собой может быть достаточно жестким

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить