контакты
блог
Творчество
марафор

 

Было у психолога четверо детей. Двоих он покрестил, а двоих оставил в качестве контрольной группы. Это анекдот. А если серьезно, то я тоже провожу эксперименты со своими детьми. И не потому что "яжпсихолог". А просто, воспитание ребенка – это большой эксперимент с неизвестными результатами. Никто не знает, каким вырастит ребенок и будет ли он счастлив. И, самое главное, что для этого нужно. А ведь в большинстве случаев родители именно этого и хотят: вырастить ребенка (чтобы он стал самостоятельным взрослым) и чтобы он был счастлив (правда в это понятие каждый вкладывает свое…).

И получается, что осознанно или нет, но каждый родитель с рождением ребенка затевает длительный эксперимент. В качестве гипотез – представления родителей о воспитании, о том, как нужно общаться с ребенком, что важно в воспитании и что нужно ребенку для «правильного» развития, чтобы потом (когда эксперимент закончится) у ребенка все было «хорошо».

Возможно, кто-то не осознает, что воспитание – эксперимент, и убежден, что его «теория» и методы единственно правильные, универсальны и неоспоримы. Обычно в таком случае и результаты воспитания (эксперимента) не очень интересуют...

Кто-то считает, что для будущего ребенка важны дисциплина и послушание. Кто-то проверяет теорию о важности всестороннего развития и с полугода водит ребенка на все развивающие занятия. Кто-то считает, что достаточно, чтобы ребенок был сыт, обут, умыт и ходил в школу. Кто-то проверяет идею о том, что чтобы из ребенка получился хороший человек, его нужно всячески воспитывать, наказывать, контролировать, опекать и т.д.

И конечно у меня тоже есть «рабочая гипотеза», которую я проверяю, воспитывая своих детей.

Это гипотеза звучит так:

Каждый ребенок изначально, с рождения обладает огромным потенциалом, уникальностью, индивидуальными особенностями, талантами и способностями. И этот потенциал способен раскрыться в атмосфере любви, доверия, безопасности. Что нужно для этого?

  1. Принимать ребенка безусловно: ты отличаешься от меня, но я тебя люблю и не собираюсь переделывать; ты можешь делать то, что мне не нравится, я сначала разберусь в этом сама, потом скажу, нужно ли тебе что-то с этим делать, но мое отношение к тебе все равно не изменится.
  2. Помочь ребенку в самопознании: помогать ребенку понимать свои эмоции и чувства, спрашивать о желаниях, замечать индивидуальные особенности характера и поведения. Вообще донести идею о том, что то, как ты себя чувствуешь, то, что ты хочешь – это нормально.
  3. Поощрять то, что у ребенка получается хорошо, то, что ему интересно, важно. Но также помогать преодолевать сложности в том, что получается плохо.
  4. Быть примером для ребенка: заниматься своей жизнью, своим развитием, самопознанием и пр.

У меня есть особенность – я хорошо умею допускать возможность правильности разных взглядов. И я практически уверена, что я что-то упускаю. Но благо, жизнь – это не лабораторный эксперимент. И я знаю, что я всегда могу скорректировать свои представления, уточнить свою «гипотезу», пересмотреть условия и методы воспитания.

Мне повезло, мои дети – очень разные. Так что, можно сказать: выборка репрезентативна))

Эксперимент продолжается. А какие гипотезы проверяете вы, воспитывая своих детей? Поделитесь, мне очень интересно.